Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе
Что такое связная речь?
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
У ребенка 6-го года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может самостоятельно передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события. Ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.
У ребенка 7-ми лет увеличивается и обогащается словарный состав речи, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Дети пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы.
Работа строится по общепринятым темам. Идёт накопление словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, т.е. всех основных частей речи. Причём предусматривается не только его количественный состав, пополнение новыми словами, но и качественное уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, с синонимическим рядом.
Этапы работы:
Составление высказываний с опорой на наглядность.
Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.
Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически.
Составление ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений.
Обучение пересказу рассказов по серии сюжетных картинок.
Описательный рассказ.